Соцгородок между Монументом Славы и садом Кирова преобразился. Там на торцевых стенах трёхэтажек появились масштабные муралы. Художники изобразили портреты Гагарина и Королёва, абстракции на тему космоса. Это — результат стрит-арт-фестиваля «Глоток космического воздуха». «Новосибирские новости» прогулялись среди граффити с художницей Натальей Перевозчиковой и увидели, как современное искусство вписалось в консервативную застройку.
— Наталья, мы сейчас находимся в соцгородке, в аутентичном районе с советской застройкой. И здесь вдруг появляются муралы. Как так получилось, что в такой достаточно консервативной обстановке вы решили каким-то образом сделать акценты с помощью современного искусства?
— Это, наверное, и было основной задачей — вынести стрит-арт из зоны городского центра в более отдалённые, спальные районы. Потому что даже я, являясь активной молодой жительницей города, не так часто бываю в центре. А более взрослое поколение в центр приезжает, но... Повседневное настроение создаётся здесь. Поэтому хотелось украсить и создать такую атмосферу именно в дальних районах.
— А вы сами жительница левого берега?
— Да. Но я тут не так долго живу, лет пять. Недалеко, на улице Плахотного. Бывала в этих дворах. Летом ещё здорово — верёвки растянуты, сушится бельё, погреба... Как у нас одна девушка-художник называет их — «домики для гномиков».
Мы в этом сквере гуляли. Я даже не знала, что это сквер Гагарина. И в этом году мы решили создать свой фестиваль. Пришли посмотреть на эти стенки — в каком они состоянии. Выяснили, что они рядом находятся.
Сквер Гагарина — классно. И год, посвящённый космосу, и готовые стены, и идея, желание — всё сложилось. И родилось нечто подобное.
— Но, кроме идеи, желания и компании — всё это у вас было, — нужны ещё и разрешение, деньги, хотя бы на краску. С этим было сложно?
— Это была достаточно серьёзная авантюра. Мы попробовали участвовать в грантовом конкурсе «Парад идей». Даже не знали, что это такое. Знали, что кто-то выигрывает, поддерживают администрации и мэрия художников. Решили попробовать — и всё удалось. Нам выдали деньги, которые мы потратили на краску и строительные леса.
Мы выиграли, по-моему, в районе 190 000 рублей.
— Всего-то?
— И плюс собственные вложения. Я думаю, вышло порядка 250 000. Но это с учётом того, что люди работали за идею.
И уже после этого мы согласовывали. С жителями, в принципе, всё прошло гладко. Единственное, нас поначалу боялись: «Кто вы такие? Мы вам что-то должны заплатить?» Было много вопросов.
— Тем более некоторые дома были недавно капитально отремонтированы, жители это ценят.
— И поэтому сначала относились к нам немного настороженно. А потом постепенно начали появляться свои персонажи, друзья-товарищи. Причём и дети, и взрослые, бабушки и дедушки.
— Вам, наверное, хорошо известен фестиваль «Графит науки». И к нему тоже, как и к любому виду современного искусства, было неоднозначное отношение жителей. Некоторые были категорически против и не понимали, почему так нарисовано.
Здесь насколько понятно были нарисованы те задумки, которые вы попытались воплотить на торцах зданий?
— Вообще с «Графитом» мы хорошо знакомы. Одна из наших художниц как раз также организатор этого фестиваля. У них там много проблем. Наверное, потому что это как раз Академгородок, где много социально активных жителей. Относительно всего, что происходит, у них вообще очень активная позиция.
Здесь всё немного иначе.
— Мы как раз подходим к одному из муралов. Кстати, сколько их здесь всего?
— Четыре. Это эскиз авторства Светланы Соловьёвой, он посвящён великому конструктору Королёву. Это не совсем стандартный образ. Обычно представляешь образ — конструктор, бюро, космонавтика — что-то такое строгое, лаконичное. Здесь же немного романтизированный подход, немного по-другому выглядит, как человек.
— Он даже так выглядывает из-за своих разработок, немного стеснительно.
— Он не особо любил говорить о своих достижениях.
— А вы изучали биографию этих исторических личностей, прежде чем рисовать эскизы?
— Это больше касается художников. Да, это была заданная тематика. Но вообще тема космонавтики, космоса, астрономии — чтобы дать им максимально волю. Но ставка была на то, что под этим должна быть научно-просветительская база. И в дальнейшем на каждой росписи будет расположена большая табличка с автором, сжатой информацией и QR-кодом, ведущим на страницу в соцсетях. И там уже будет история о самом человеке, о его открытиях. Всё относительно этого мурала.
— А сколько примерно краски уходит на такой мурал?
— Думаю, порядка 40-50 литров. Работаем кистями и валиками, иногда используем краскопульт и баллоны для создания эффектов. Но почему не хотели переходить на баллоны — там ограниченная цветовая палитра. Плюс это смотрится немного по-другому. А здесь хотелось сохранить аутентичность и единение архитектуры и всего, что вокруг.
— А это наш главный герой, Юрий Гагарин?
— Да. Это эскиз авторства Серяковой Дарьи. Это тоже не совсем стандартный взгляд на Юрия Гагарина. И по цветам рисунок получился не предсказуемым, космическим, «гагаринским», а каким-то милым и даже нежным. Женский взгляд на Гагарина.
— А почему так получилось, что не на каждом доме разместили муралы?
— Когда мы получили финансирование, не все дома сразу смогли собрать документы. Там нужно провести встречи с жильцами, собрать все подписи, согласовать в ЖЭУ, подсчитать, отнести в мэрию. Это достаточно длительные процессы. Мы не ожидали, что настолько всё растянется. Поэтому сколько старших по дому и жильцов сумели собрать в короткие сроки — так и получилось, у них росписи сделали.
— Тут изображены другие космонавты, куда-то ползут.
— Это другое проявление космонавтики, тоже эскиз Серяковой Дарьи. Он посвящён первому выходу человека в космос и вообще отношению к космосу, космическому пространству как к чему-то неизведанному, но наполненному невероятными вещами. Поэтому рисунок немного абстрактный и непонятный, а в каких-то моментах очень ясный и оформленный.
— На месте жителей тех домов, которым муралы не достались, я бы спросил: «А когда нам будете делать?» Вы собираетесь продолжать проект?
— Вообще да. И самим хотелось бы. И уже дали добро власти города и местное самоуправление. Их самих заинтересовали и приятно порадовали этот проект, его реализация. Хочется довести всё это до конца, чтобы смотрелось как стрит-арт-городок на левом берегу.
— А что это, кстати, даёт самому району и ощущению от района для местных жителей? Вообще жителям Новосибирска?
— Изначально это вообще планировалось как популяризация стрит-арта. Плюс точка притяжения. Какой-то небольшой райончик, который может стать очень уютным и запоминающимся для людей. И даже местные жители уже подходят, шутят: «Ой, как хорошо! А то такси вызываешь — дома все одинаковые, не знают, куда подъехать. А теперь стало понятнее». Такие местные шуточки уже пошли.
Нам говорят: «Классно, классно». Нужно дать этому слову особое место в жизни фестиваля.
Полную запись интервью смотрите в этом видео:
#Наш Новосибирск #Культурный город #Дом в городе #Культура #Общество #Живопись #Наука #История #Фотогалерея #Красота